- Народные дома
-
НАРО́ДНЫЕ ДОМА́ — разновидность клубов, просветительских учреждений для народа в кон. 19 — нач. 20 в. Первые Н. Д. создавались владельцами крупных предприятий, с 1894 — Об-вом попечительства о народной трезвости. Обычно включали в себя библиотеку-читальню (бесплатную), чайную-столовую (дешевую), курсы (напр., чертежников), мастерские, в к-рых бесплатно обучали различным ремеслам. Просветительская деят-ность заключалась в чтении лекций, организации выставок, спектаклей народного т-ра (т. е. театра для народа).
Для Н. Д. строились специальные здания: в знаменитом Литовском Н. Д. графини С. В. Паниной (построен Ю. Ю. Бенуа в 1903) в специальной башне размещалась обсерватория, Н. Д. императора Николая II в Александровском парке на Петербургской стороне представлял собой огромный культурно-развлекательный комплекс, в который входил планетарий.
Драматические т-ры Н. Д. имели ярко выраженную специфику. Они работали по специально разрешенному для народного т-ра репертуарному списку. Основу репертуара обычно составляли исторические пьесы и феерии, целью же было "безобидное развлечение и отвлечение народа от опасных пороков и увлечений".
Некоторые т-ры Н. Д. в большей степени служили делу просвещения. Таков был Общедоступный т-р при Литовском Н. Д. Правление Дома приняло по конкурсу проект П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской (урожд. Комиссаржевской). Эти актеры разделяли толстовские идеи, заботились о нравственном совершенствовании зрителей с рабочей окраины. Эстетически им был близок Художественный т-р. Основу репертуара составляла классика. В этом т-ре начинали А. А. Брянцев, А. Я. Таиров. Зрительный зал заполняли ученики курсов и мастерских, посетители читальни и лектория. Н. Д. воспитывал свою публику, и если на первых спектаклях зрители громко переговаривались, лузгали семечки, сопровождали действие неуместными и порой неприличными репликами, то через несколько лет в зале установилась благоговейная тишина, прерываемая лишь аплодисментами. Сформировалась значительная группа друзей Общедоступного т-ра, которые особенно ценили спектакли, концерты русской поэзии — едва ли не самый сложный для восприятия жанр. Свидетельством популярности т-ра были многочисленные зрительские письма-рецензии, направлявшиеся в газеты и журналы, гр. Паниной и руководителям театра.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.